музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

     совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Подразумевает высокую тонкость восприятия как отд. муз. элементов или качеств муз. звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в муз. произв. (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха). Среди разл. видов С. м., выделяемых по разным признакам, важнейшими являются: абсолютный - способность определять абсолютную высоту муз. звуков, не сравнивая их с эталоном (см. Камертон); относительный - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.; внутренний - способность к ясному мысленному представлению (напр., по нотной записи или по памяти) отд. звуков, мелодич. и гармонич. построений, целых муз. пьес. Развитием С. м. занимается спец. дисциплина - сольфеджио, однако активно С. м. развивается прежде всего в процессе муз. деятельности. Разл. проявления С. м. изучаются в психологии музыкальной, акустике музыкальной, психофизиологии слуха. С. м. диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоц. восприимчивости муз. явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний (см. также Цветной слух).
Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологич. основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Римский-Корсаков Н. А., О муз. образовании, в кн.: Муз. статьи и заметки, СПБ, 1911; Майкапар С. М., Муз. слух..., П., 1915; Теплов Б. М., Психология муз. способностей, М.-Л., 1947; его же, Избр. труды, т. 1-2, М., 1985; Гарбузов Н. А, Зонная природа эвуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Вопросы методики воспитания слуха. Сб. статей, под ред. А. Л. Островского, Л., 1967; Назайкинский Е. В., О психологии муз. восприятия, М., 1972; Ю.Н. Рагс.


Навигация: [С] [СЛ] [слонимский] [слонимский] [слоновы]

(с) Музыкальный словарь