музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

МУГАМ

     разновидность практики музицирования в культурах Бл. и Ср. Востока (см. Макам): 1) общее название ладов азербайджанской музыки. Лады различаются в соответствии со структурой звукорядов и определ. мелодич. моделями. Существуют 7 осн. ладов: раст, шур, сегях, чаргях, баяти-шираз, хумаюн, шуштер (помимо осн. ладов находят применение и побочные - сарандж, шахназ, баятикюрд, хиджаз и др.). Высотное положение лада определяется центр. тоном - майе. 2) Жанр азерб. нар.-проф. музыки, для которого характерны импровизац. тип ладово-мелодич. развития на основе определ. М.-лада (отсюда назв. М. раст и т. п.) и свободная метроритмич. организация (в ансамблевых зарби - М. мелодич. импровизация певца сопровождается также ритмич. остинато ударных инстр.). Осн. части М. наз. шобэ. М. исполняются целиком или частями в вок.-инстр. и сольных инстр. вариантах (на таре, кеманче, дудуке). М. объединяются в циклич. вок.-инстр. форму дастгя (иран. дастгах), где части одного или нескольких М. чередуются с инстр.-танц. (рент) и вок.-танц. (тесниф) разделами. Поэтич. текстами М. являются газели классиков вост. литературы - Низами, Физули, Вагифа и др., а также совр. лирич. стихи. Инстр. М. распространены и в Армении. См. также Маком, Мукам.
Кушнарёв X. С., К вопросу о закавказских мугамах, в его кн.: Статьи. Воспоминания..., М.-Л., 1967; Беляев В., Азерб. нар. песня, в его кн.: О муз. фольклоре и древней письменности, М., 1971; Агаева С., Термин "мугам" в трактатах Абдулгадира Мараги (XIV-XV вв.), в сб.: Макомы, мугамы и совр. комп. творчество, Таш., 1978; Карагичева Л., Мугам в Азербайджане, в сб.: Проф. музыка устной традиции народов Бл., Ср. Востока и современность, Таш., 1981; Джани-заде Т. М., Тематизм мугамной импровизации, в кн.: Теоретич. проблемы внеевроп. муз. культур. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, в. 67, М., 1983.


Навигация: [М] [МУ] [мударра] [муди] [музалевский]

(с) Музыкальный словарь