музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

КВАРТЕТ

     (итал. quartette, от лат. quartus - четвёртый; франц. quatuоr; нем. Quartett; англ. quartet) - 1) ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В кам.-инстр. музыке К. могут быть однородными (4 смычковых, 4 дерев. духовых, 4 медных духовых и т. д.) или смешанными. Наиб. распространение получил струн. (смычковый) К. (2 скр., альт, влч.). К. в составе фп. и 3 инструментов (обычно смычковых) именуется фортепьянным. Состав джазового К.- саксофон, фортепьяно (или гитара), контрабас, ударные. 2) Муз. произв. для 4 инструментов или певч. голосов. Во 2-й пол. 18 в. струн. К. пришёл на смену трио-сонате. Тембровая однородность струн. К. способствует индивидуализации партий, широкому использованию полифонии. Высокие образцы квартетного письма принадлежат венским классикам; в творчестве Й. Гайдна струи. К. приобрёл форму сонатного цикла. Важный вклад в развитие жанра струн, К. внесли В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в струн. К. нередко использовались лейтмотивный принцип и монотематизм, возросло значение картинности, красочности, особенно колористич. трактовки гармонии, обогатилась инстр. фактура (А. П. Бородин, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель). Среди струн. К. 20 в. - соч. Б. Бартока, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича. Вокальные К. могут быть женскими, мужскими (2 тенора, баритон, бас) и смешанными (сопрано, альт, тенор, бас), нередко с инстр. (фп.) или орк. сопровождением. Жанр вок. К. был распространён во 2-й пол. 18-19 вв. В числе авторов вок. К. - М. Гайдн (считается родоначальником К. для муж. голосов) и Ф. Шуберт. В качестве части более крупного сочинения вок. К. (a cappella и с сопр.) встречаются в опере, оратории, кантате, мессе, реквиеме.

     струнный (смычковый)- камерно-инстр. ансамбль, исполняющий квартетную музыку; вид камерного муз.-исполнит. искусства. Как самостоят. исполнит. коллектив сформировался на протяжении 2-й пол. 18 в. в разных странах в рамках традиций домашнего музицирования. С расцветом венской классической школы К. (2 скр., альт и влч.) утверждается как осн. вид проф. камерно-инстр. ансамбля. В 1794 в Вене был организован постоянный проф. К., содержавшийся меценатом князем К. Лихновским. В его состав входили И. Шуппанциг, И. Майзедер, Ф. Вейс, Й. Линке. Этот К. впервые исполнил все камерно-инстр. соч. Л. Бетховена (разучивались под руководством самого композитора). В 1-й пол. 19 в. стиль квартетного исполнения лишь начинал складываться: К. рассматривался не как единый исполнит. ансамбль, а гл. обр. как "окружение" виртуоза-скрипача. Слушатели ценили не столько ансамбль, сколько игру солиста. Организовывались К. преим. виртуозами, составы К. были непостоянными. Подчёркивание сольного начала отражалось и в расположении участников К. Напр., У. Булль исполнял партию 1-й скр. в квартете В. А. Моцарта, стоя на эстраде, в то время как др. участники играли, находясь в орк. яме. Обычное расположение артистов К. до кон. 19 в. также не совпадало с современным - первый скрипач сидел против второго, виолончелист - против альтиста. Становление квартетного стиля шло одноврем. с развитием квартетной музыки. Осн. историч. тенденция в эволюции квартетного стиля - от превалирования сольного начала к установлению равновесия между отд. голосами, слитности звучания, к объединению музыкантов на основе единого художеств. плана интерпретации. На формирование стиля оказывала также влияние камерная обстановка, в которой проходили концерты (небольшие залы для узкого круга слушателей). В совр. период техника игры многих К. достигла высокой степени виртуозности, квартетная музыка характеризуется богатством тембров, динамики и ритма. Ряд К. выступает с исполнением конц. программы наизусть. Выход К. в большие конц. залы изменил понимание квартетного стиля как преим. камерного. В России квартетная игра начала распространяться с 70-80-х гг. 18 в., сначала в помещичье-крепостном и придв. быту, с кон. 18 - нач. 19 вв. - в среде художников и литераторов, в муз. кружках и салонах Петербурга, Москвы и др. городов. После организации в 1859 РМО в России стали создаваться постоянные квартетные ансамбли. В СССР квартетное исполнительство получило большое распространение. Квартетные ансамбли возникли в союзных республиках, во многих из которых не существовало проф. муз. искусство. Среди прославленных коллективов: К. им. А. К. Глазунова, им. Л. Бетховена, им. А. П. Бородина. Исполнит. мастерство лучших сов. К. способствовало созданию многочисл. произв. сов. квартетной музыки (квартеты А. Н. Александрова, Р. М. Глиэра, С. Ф. Цинцадзе, Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина, М. С. Вайнберга, Е. К. Голубева, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева и др.). В свою очередь новаторство этих произв. оказало влияние на развитие сов. стиля квартетного исполнительства, которому свойственны масштабность, широта муз. дыхания, обращение к большой конц. аудитории.
Раабен Л., Вопросы квартетного исполнительства, М., 1960; его же, Инстр. ансамбль в рус. музыке, М., 1961; его же, Мастера сов. кам.-инстр. ансамбля, Л., 1964; Ehrlich A, Das Streichquartett in Wort und Bild, Lpz.,1898. М. Ямпольский.


Навигация: [К] [КВ] [квартаккорд] [квартдецима] [квартет] [квартоль] [квартсекстаккорд] [квернадзе]

(с) Музыкальный словарь