музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ГАРМОНИЯ

     (греч. - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин "Г." в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков (муз.-эстетич. понятие: то же, что "благозвучие"; нем. Harmonie); объединение звуков в созвучия и их закономерное последование (композиц.-технич. понятие; Г. как муз.-художеств. средство, соотв. нем. Harmonik); Г. также называется науч. н учебно-практич. дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи (нем. Harmonielehre). Понятие Г. применяется для характеристики высотной системы, ахкордики, тональных (ладовых) функций и т. п. конкретного муз. стиля (напр., "гармония барокко", "гармония Прокофьева"), а также в значении "аккорд", "созвучие". Понятие Г., однако, не следует смешивать с понятиями "сопровождение", гомофония (напр., в выражении "мелодия и Г." вместо "мелодия и аккомпанемент" или вместо "мелодия и аккордика"; "полифония и Г." вместо "полифония и гомофония"). Сущность муз. Г. -проекция общеэстетич. понятия Г. ва область звуковых явлений, объединяющая наиб. специфические для муз. вск-ва художеств. элементы в отношения: созвучия, ладовые функции в т. д. (тогда как, напр., метр в ритм свойственны н поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления. Первичный объект Г. - муз. интервалы, художеств. освоение которых составляет осн. стержень исторвч. развития муз. искусства. "Согласное" звучание тонов даёт первую категорию Г. - консонанс, противопоставляемый диссонансу (см. Консонанс и диссонанс). Отношения между звуками разл. созвучий отвечают ряду муз.-числовых пропорций, представляющих интервалы -1:1 и 1:2 (унисои н октава), 2:3 и 3:4 (квинта и кварта), 4:5 н 5:6 (терции) и т. д. (см. Натуральный звукоряд), которые реализуются в исследовании (во времени) и, позднее, в одновременности (в муз. пространстве). Соответственно в муз. Г. обосабливаются монодич. ладовые (предусматривают только горизонтальную организацию) в многогол. гармович. системы (предусматривают вертикально-горизонтальную организацию), причём термин "Г." начинают относить лишь ко 2-й вз этих областей. Становление многогол. Г. (ок. 9-10 вв.) - важнейший этап в эволюции муз. мышления. Связанность всех звуков отношением к тону-устою выражается категорией лада, а дифференциация вх значений - системой функций ладовых. Первичная форма многоголосия - бурдон (2) - представляет собой Г. в пределах монодич. принципа муз. мышления. В условиях развитого многоголосия Г. становится системой созвучий (см. Аккорд), важнейшие из неустоев монодии - неаккордовыми звуками. Многоголосная Г. в процессе развития включает как эстетически оптимальные и поэтому самостоятельные всё более сложные созвучия - от кварто-квинтовых до большесептово-тритоновых и полигармонических (в 20 в.). Одновременно с эволюцией Г. внутренне реорганизуется ладовая система (также и звуковая система музыки) как совокупность и средоточие муз.-смысловых значений тонов и созвучий; одним из вершинных достижений этого процесса стала классическая тональность с её тональными функциями Г. Гармоническая (ладовая) структура всегда является одним из основополагающих средств формообразования (см. Модуляция, Форма музыкальная). Начальная история Г. в музыке - развёртывание свойств консонанса - диссонанса и форм лада в монодико-ладовых системах (Др. Китая, Индии, стран Бл. Востока, Др. Греции и Рима и др. культур). Предформы Г. (сонорно окрашенная гетерофония и др.) закрепляйют в слуховом восприятии человека сам феномен вертикального созвучия, которое, однако, ещё не становится осознанным фактором муз. мышления. В ранних формах многоголосия (органум 9-12 вв.; более ранней формой, возможно, является парафония 7 в.) выдвигается новый элемент музыки - автономное созвучие. С 13 в. Г. обогащается свободно применяемыми терцовыми созвучиями, которые стали господствующими в эпоху Возрождения. В музыке до 17 в. распространена модальная гармония, основанная иа восьми (с сер. 16 в. - двенадцати) церковных ладах (см. также Модальность) с добавлением внутриладового хроматизма (musica ficta - "вымышленная музыка"). Лады, не имеющие различия в звуковом составе (гармонич. амбитус duraliter, т. е. не имеющий бемолей и диезов в осн. звукоряде), лишены централизованного тонального тяготения. В модальной Г. форма строится не на модуляции, внутр. развитие музыки направляется системой каденций. Образец модальной Г. эпохи Ренессанса - шансов О. Лассо "Се faux amour d'arc" (миксолидийскнй О): Нового времени (17-19 вв.) основывается на тональности как системе муз. мышления особого типа, возникшей в русле идей эпохи Просвещения и характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархия, разветвлённостью, динамизмом Тональных функций, оптимальным единообразием всех структур (от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах). Каждая из 24 тональностей имеет свой, только ей присущий осн. звукоряд и комплекс аккордов при доминирующем значении 3 фундаментальных Г.- субдоминанты, доминанты, тоники (S, D, Т). Масштабные формы основываются на гармонич. феномене модуляции со строго централизов. системой подчинённых тональности отклонений. Центр. положение консонантной тоники оттеняется "характеристическими диссонансами" (D7, S6). Однако у И. С. Баха ещё заметны следы старинных ладов (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта). С сер. 19 в. начинается развитие новых ладов модального типа (см. Натуральные лады, Симметричные лады). В музыке Ф. Шуберта и позднее разрабатывается мажоро-минорная система Г. (см. Мажоро-минор). Предысторию Г. в рус. музыке составляют ладовые системы древни церк. распевов. С 17 в. известны многогол. записи "троестрочного пения" (см. Строчное пение). С 17 в. в рус. музыке утверждается тональная система Г. (партесное пение), типологически родственная зап.-европейскоя. Если в рус. Г. 18 в. (М.С.Березовский, Д. С. Бортнянский) нац. характер был несколько нивелирован, то в 19 в. выступает мощная тенденция к нац. своеобразию Г. (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский и др.). Мелодия, распевность Г., окрашенное" общеевроп. Г. нац. ладовыми оборотами, плагальность, применение побочных ступеней, тенденция к свободе гармонич. структуры и др. свойства рус. Г. в сочетании с оригинальной мелодикой и ритмикой и в контексте муз. целого во многом обусловливают своеобразный облик рус. Муз. культуры. Образец рус. Г.: А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", вступление. Общие законы Г. 20 в.: свобода в применении диссонанса и связанная с ней новая аккордика (гармонич. вертикаль; напр., "Весна священная" Стравинского); автономность хроматики (12-ступенность тональной Г. - заключит. каданс "Ромео и Джульетты" Прокофьева; свободная 12-тоновость - Багатели ор. 9 Веберна); множественность гармонико-функциональных систем - диатонич. модальная Г. ("Курские песни" Свиридова), хроматич. тональность (2-й виолончельный концерт Шостаковича), полимодальность (пьеса "Неосязаемые звуки грёз" Мессиана), техника центрального созвучия (4-я картина 3-го действия "Воццека" Берга), серийная Г. (Вариации для фп. ор. 27 Веберна), сонорная Г. разных типов и Г. микрохроматики ("Группы" для 3 оркестров Штокхаузена; "Pianissimo" Шнитке; "Звоны" Щедрина; фп. трио Денисова; см. Сонорика) и т. д. Общий принцип целостной организации Г. в музыке 20 в. - создание системы отношений, зависящей от свойств её центр. элемента, избираемого в соответствии с образным замыслом. Образец Г. 20 в.: Ф. Стравинский. "Движения" для фортепьяно с оркестром, 2-я часть. Муз.-науч. понятие Г. в философско-эстетич. аспекте разрабатывалось с глубокой древности (у греков - мифы о космосе и хаосе, о Гармонии; философско-математич.-муз. учение о Г. - у пифагорейцев, 6-4 вв. до н. э.). Учения о Г. ("гармоники") как учебники музыки (I греч. смысле) получили широкое распространение в древнем мире (труды Аристоксена, Птолемея, Аристида Квинтнлиана и др.); в них излагалась, в частности, наука об интервалах, о ладовых звукорядах ("гармониях"). Впоследствии понятие Г. сохраняло свою смысловую основу ("логос"), однако конкретные представления о Г. как эвуковысотной слаженности диктовались актуальными для данной историч. эпохи муз. оценочными критериями. По мере вытеснения одноголосия многоголосием понятие Г.. разделилось на "простую" (одноголосную) и "составную" (многоголосную) Г. (в трактате англ. теоретика У. Одингтона "Сумма о созерцании музыки", нач. 14 в.), а далее постепенно смещалось в пользу Г. как учения об аккордах и их связях (у Дж. Царлино, 1558, - теория аккорда, мажора и минора, мажорности или минорности всех ладов; у М. Мерсенна, 1636-37, - идеи мировой Г., роли баса как фундамента Г., открытие явления обертонов в составе муз. звука). Ж. Ф. Рамо (1722, 1726) разработал новую науку о Г. как системе аккордов (теория аккорда, осн. тона, тональной связи, тональной каденции; образование тонального круга, система "тройной пропорции" S-T-D и др.). X. Риман (1S93) обосновал функциональную теорию классич. Г., дал глубокий анализ явлений тональной гармония. X. Шенкер (1906) выдвинул теорию структурных уровней гармонич. ткани. Б.Л. Яворский (1908), С.В. Протопопов (1930) осуществили науч. описание ряда ладов, помимо мажора и минора. Ю. Н. Тюлин (1937) выдвинул теорию переменности тональных функций.


Навигация: [Г] [ГА] [гармонические призвуки] [гармонический мажор] [гармонический минор] [гарсия] [гарсия] [гарсия катурла]

(с) Музыкальный словарь