музыкальный словарь
Музыкальные статьи по алфавиту

ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА

     по происхождению связана с культурой прибалтийско-фин. народов. Древнейшие формы муз. фольклора - заговоры, причитания, байки, пастушьи переклички. наиб. значительная его часть - однопол, рунические песни (см. Руны) - трудовые, календарио-обрядовые, семейно-обрядовые, лирические, лиро-эпические. По жанровым и стилистич. признакам различаются северноэст. (характерен жанр т. н. качельных песен) и южноэст. (распространены пастушьи песни) рунические традиции. Стилистически обособлен фольклор этиич. группы сету, у которой бытует многоголосие. С 17 в. в Эстонии развиваются т. н. песни переходной формы, имеющие признаки как древних рунических, так и поздних, т. н. новых нар. песен с рифмованным стихом. Распространение последних со 2-й пол. 19 в. связано с изменением историч. условий в Эстонии (зарождение капиталистнч. отношений, развитие гор. культуры). Для них характер ны куплетная форма, мажорные, реже минорные напевы широкого диапазона с функционально-гармонич. основой, преим. муж. традиция исполнения. Среди древнейших инструментов: щипковый 5 - 7-струн. канне ль, смычковый 3 - 4-струн. хийуканиель; духовые - карьяпасун, сарв, вилепилль. С 16 в. распространена эст. волынка - торупилль, с 18 в. - скрипка, с 19 в. - многострун. каннель, гармоника, партитив; на этих инструментах исполняются гл. обр. танц. наигрыши (лабаялавалас полька, рейнлендер). Свадебная руническая песня. Северная Эстония. Со 2-й пол. 18 в. начало развиваться светское любительское музицирование, в религ. крестьянских общинах - многогол. пение хоралов, приобщавшее певчих к мажоро-минорной ладовой счетеме. Подъём культуры во 2-й пол. 19 в. связан с ростом нац. самосознания. Просветители-демократы (Ф. Р. Фельман, Ф. Р. Крейцвальд и др.) сыграли существ, роль в возникновении эст. фольклористики. В 1857 - 61 издан эст. нац. поэтич. эпос "Калевипоэг" (сост. Крейцвальд). Муз. фольклор записывали также А. Томсон, М. Хярма, с 1904 - О. Каллас. Начало проф. музыке в Эстонии положили патриотич. хор. песни А. Кунилейда на сл. Л. Койдула (1869). Мн. эст. музыканты (в т. ч. Кунилейд, Томсон) получили образование в учительской семинарии Я. Цимэс в г. Валга. С 1869 в Тарту, а затем в Таллинне (с 1896) стали проводиться всеэст. певч. праздники, положившие начало этой традиции в Финляндии, Латвии, затем в Литве. В 1865 основаны любительские театр. -певч. общества "Ванемуйие" в Тарту и "Эстония" в Таллинне, затем и в др. городах. В 1885 - 94 филолог и комп. К. А. Херман издавал первый эст. муз. журн. "Laulu ja mangu lent". На рубеже 19 - 20 вв. мн. эст. музыканты учились в Петерб. конс. (в частности, у Н. А. Римского-Корсакова): М. Хярма, К. Тюрнпу, Р. Тобиас, А. Капп, А. Лемба, М. Людиг, М. Саар, К. Креэк, позднее - X. Эллер н др. В 1900 А. Л яте основал в Тарту первый эст. симф. орк. (любительский). С 1908 в Тарту регулярно проходили симф. концерты под упр. Ю. Аавика, Ю. Симма, с 1913 - в Таллинне под упр. Р. Кулля. В 1906 при обществах "Ванемуйпё" и "Эстония" открылись проф. театры. Первая нац. опера - "Дочь Лемйиту" Л. Лембы (1908). Автором первых в Э, м. произв. крупных форм стал Р. Топкас (орк. увертюра "Юлий Шпарь" - 1896, кантата "Иоанн Дамаскин" - 1897, оратория "Послание Ионы" - 1909). Эст. композиторы в 1905 -1-й пол. 1920-х гг., оставаясь в русле позднего романтизма, разрабатывали новые приёмы письма (соч. Тобиаса, Эллера, атональные произв. Саара); в хор. музыке комп. М. Саар, К. Креэк стремились к синтезу нац. элементов с совр. средствами выразительности. Среди муз. деятелей этого периода - пианист и комп. А. Лемба, пианист Т. Лемба, валторнист Я. Тамм (все трос - профессоры Петерб. конс.), певицы П. Брем-Юргенсон и А. Тамм. На фронтах Гражд. войны выступали А. Лемба, скрипач Э. Сырмус. Революц. события отразились в симф. поэмах "Могилы" А. Каппа (1917), "Эпизод из времени революции" X. Эллера (1917). В февр. 1918 была провозглашена Эстонская Республика. В 1919 открыты Таллиннская конс. и Тартуское высшее муз. училище. В 1921 учреждён Союз эст. певчих, руководивший проведением певч. праздников и издававший жури. "Muusikaleht" (1924 - 40). В 1926 основан свмф. оркестр Эст. радиовещания. В 1930 создан Союз эст. рабочей музыки, входящий в Интернационал рабочей музыки в Веке (объединил 12 обществ в разл. эст. городах). Ведущими композиторами и педагогами были А. Капп и X. Эллер. Выдвинулись комп. Э. Тубин (в дальнейшем крупнейший эст. симфонист) и Э. Оя. Гл. обр. хор. музыку писали наряду с Сааром и Креэком Ю. Аавик, Т. Вэттик, Р. Пяте, Э. Вырк. Первая репертуарная эст. опера - "Викерцы" Э. Аава (1928). Среди исполнителей этого периода: певцы К. Отс, Т. Куузик, Э. Маазик, О. Лунд, пианисты Б. Луки, А. Клас, Т. Коха, О. Роотс (также дирижёр), скрипачи X. Аумере, В. Алумяэ. Среди музыковедов: П. Рамул, Л. Нойман, Эл. Арро, К. Лейхтер, фольклористы X. Тампере, Ю. Цейгер. После провозглашения Сов. власти в Эстонии в 1940 были организованы Филармония, Дом кар. творчества, оргкомитет СК во главе с X. Эллером. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 мн. эст. музыканты работали в Ярославле, объединившись в гос. художеств. ансамбли. С 1944 возобновили работу муз. учреждения, в т. ч. симф. оркестр Эст. радиовещания (с 1975 - Гос. симф. орк. Эст. ССР); с 1947 регулярно проводятся возобновлённые всеэст. певч. праздники (более чем с 30 тыс. участников каждый), школьные и студенч. певч. праздники. Одно из ведущих мест в Э. м. традиционно занимает хор. песня (Эд. Арро, Р. Валгре, Т. Вэттик, А. Каринди, Б. Кырвер, Р. Пяте, Г. Эрнесакс и др.). В хор. жанре продолжают писать М. Саар и К. Кр"эк. Э. Капп выступил как автор первых эст. сов. опер "Огни мщения" (1945), "Певец свободы" (1950). Первый эст. балет "Домовой" Тубина был пост. в 1943. Поставлены также опера "Берег бурь" Эрнесакса (1949), балеты "Калевипсэг" Э. Каппа (1948), "Тийна" Л. Аустер (1955). Первая эст. сов. оперетта - "Румму Юри" Л. Нормета н Эд. Арро (1954). Продолжили творч. деятельность Л. Капп и X. Эллер (крупнейший эст. муз. педагог). Появились произв. 8 разных жанрах - В. Каппа, В. Рейманна, X. Лепнурма, А. Гаршнека, Э. Мяги. Со 2-й пол. 1950-х гг. Э. м. значительно обновляется в отношении муз. языка и жанрового состава. Достигает расцвета инстр. Э. м. (соч. Э. Тамберга, в т. ч. "Concerto grosso", 1956; симф. и инстр. концерты Я. Ряэтса; соч. X. Юрисалу, в т. ч. "Три эст. танца", 1956; также соч. А. Пярта, М. Куулберга, Л. Сумеры, В. Рейманна, Б. Парсаданяна, Э. Мяги, X. Отсы, А. Пыльдмяэ). Для этого периода характерно стилевое и жанровое многообразие. Появляются оперы Э. Каппа ("Зимняя сказка", 1958; "Рембрандт", 1975), Э. Тамберга ("Железный дом", 1965; "Сирано де Бержерак", 1975; "Парение", 1983), В. Тормиса ("Лебединый полёт", 1966). Л. Нормета ("Грушевое дерево", 1973), Р. Кангро ("Жертва", 1981); балеты Э. Тамберга ("Балет-симфония", 1959; "loanna tentata", 1971), М. Куулберга, А. Пыльдмяэ, Л. Сумеры, кантата-балет В. Тормиса ("Эст. баллады", 1980); произв. кантатно-ораториального жанра Э. Тамберга ("Лунная оратория", 1962), Я. Ряэтса (декламаторий "Карл Маркс", 1964), В. Тормиса ("Заклятие железа", 1972), кантаты Я. Кохи, К. Синка, Л. Сумеры и др.; кам. -вок. произв. В. Тормиса, К. Синка, Л. Нормета. Для Э. м. 60-х - нач. 80-х гг. характерно обращение к древнейшим слоям нац. фольклора, в частности в форме хор. обработки; главой т. н. фольклорного направления в хор. музыке (А. Маргусте, Т. Лепик и др.) является В. Тормис. В кам. -инстр. и эстр. музыке достигнут синтез эстр. -джазового стиля с нац. интонац. строем (У. Найссоо, В. Оякяэр). Среди известных исполнителей: хор. дирижёры - нар. арт. СССР Г. Эрнесакс, нар. арт. Эст. ССР К. Аренг, О. Оя, А. Юлеоя, А. Ратассепп, В. Лаул, X. Кальюсте, засл. арт. Эст. ССР Т. Калыосте; симф. дирижеры - нар. арт. СССР Э. Клас, нар. арт. Эст. ССР Р. Матсов, К. Раудсепп, П. Лилье; певцы - нар. арт. СССР Г. Отс, Т. Куузик, X. Крумм, А. Кааль, М. Войтес, нар. арт. Эст. ССР И. Кууск, М. -И. Пальм, Т. -Э. Майсте, У. Таутс; пианисты - нар. арт. Эст ССР X. Сепп, К. Рандалу, засл. арт. Эст. ССР Р. Раннап; скрипачи -игр. арт. Эст. ССР В. Алумяэ, Ю. Геррец; органисты - нар. арт. Эст. ССР X. Лепнурм, Р. Уусвяли. Среди музыковедов: А. Вахтер, Л. Нормет, М. Хумал, Т. Ярг, М. Вайтма, И. Юриссон, фольклористы X. Тампере, У. Кольк, И. Рюйтел. За рубежом работают композиторы Э. Тубин, Ю. Аавик, Р. Той, А. Пярт; дирижёр Н. Ярви; певец Н. Пылд; пианистка К. Ларетей. В Эст. ССР Функционируют (1988): Эст. театр оперы и балета "Эстония" (с 1949), театр "Яанемуйне", Гос. симф. оркестр Эст. ССР (1975), Филармония, Гос. академич. муж. хор Эст. ССР (1944), смет, хор Эст. радио и ТВ (1946), Таллиннский кам. хор (1962), Кам. хор Эст. филармонии (1981), ансамбль старинной музыки "Hortus music us" (1977), квинтет дух. инстр. (1942, с 1975 - им. Я. Тамма), многочисл. самодеятельные, в т. ч. детские, хоры; фольклорно-этиографич. ансамбли ("Леэгаюс" и др.); СК; Таллиннская конс. и средняя муз. школа. 2 муз. училища (Таллинн, Тарту), св. 30 муз. школ.


Навигация: [Э] [ЭС] [эстампида] [эстерхази] [эстетика музыкальная] [эстонский театр оперы и балета] [эстрадная музыка] [эсхер]

(с) Музыкальный словарь